Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Мы готовы ответить на любой ваш вопрос.

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Главная  ⁄   Новости  ⁄   «Русская поэзия в вокальной музыке»

    «Русская поэзия в вокальной музыке»

           16 марта 2019 года  состоялся традиционный весенний тематический концерт вокального отделения школы. В этом году концерт носил название «Русская поэзия в вокальной музыке».

             Вокальная музыка  любима и понятна самому широкому слушателю. Прекрасное  стихотворение само  по себе  способно впечатлить нас образной выразительностью и красотой слога, но, когда оно  озвучено музыкой,  сила его воздействия многократно возрастает. У романса всегда два автора   — композитор и поэт, и их таланты в вокальной музыке входят в определенное взаимодействие. Совершенная поэзия, как правило, вдохновляет и композитора  на создание  столь же совершенной музыки, в результате  рождаются  такие шедевры как: «Я помню чудное мгновенье»А.С.Пушкин- М.И. Глинка;» Средь шумного бала»  А.К Толстой — П.И Чайковский; » Мне грустно» М.Ю.Лермонтов – А.С.Даргомыжский. Нередко один и тот же поэтический текст получает музыкальную интерпретацию в творчестве разных композиторов. Особенно часто это связано с  поэзией  А.С. Пушкина: «Я вас любил» (романсы Алябьева, Шереметьева, Даргомыжского), «Ночной зефир» (романсы   Глинки  и Даргомыжского); «Не пой, красавица при мне» (романсы Глинки, Балакирева, Римский –Корсакова, Рахманинова).Чье произведение лучше? Трудно дать однозначный ответ, каждый романс по-своему интересен и неповторим.

           Программа  концерта  включала в себя романсы русских композиторов на стихи  поэтов  XIX и XX вв. Среди авторов текстов  «солнце русской поэзии» -А.С.Пушкин; А.Дельвиг и А.В.Кольцов, писавшие стихи в жанре «русской песни»; Н.В.Кукольник , имя которого обессмертил М.И.Глинка, написавший на его тексты вокальный цикл «Прощание с Петербургом»; А.Н.Плещеев — » поэт с плавно льющейся романсовой» стихотворной речью; А.К Толстой, большинство стихов которого имеют мажорное, романтически –возвышенное звучание; А.М. Майков и  И.А.Бунин , создавшие замечательные стихотворные пейзажи; яркий представитель Серебряного века -А.А.Блок, творчество которого нашло талантливое воплощение в музыке Г.В.Свиридова.

            Образное содержание  романсов, которые прозвучали в концерте, было  разнообразным и типичным для лирической поэзии. Это образы природы: «Майский день»(Кюи — Плещеев); «Осень» (Чайковский –Плещеев); «Веет утро прохладой»

    (Ребиков — Бунин); это любовь и чувства, которые ее сопровождают: «Я вас любил»

    ( Даргомыжский —  Пушкин), «Не скажу никому» (Даргомыжский — Кольцов), «Не ветер, вея с высоты» (Римский-Корсаков  — А. Толстой –); это образы детства и материнства: «Детская песенка» (Чайковский – К.САксаков), » Спи, дитя» (Аренский — Майков)

             Выступления юных вокалистов всегда производят трогательное впечатление: искренность, эмоциональность, старательность и увлеченность, с которой они поют, в соединении с нежностью звучания детского голоса, никого не могут оставить равнодушными. На мой взгляд, очень удачно спели и получили удовольствие от  выступления на сцене второклассницы: Якубчик Даша, ( преп. Стоянова Л. М., конц. Градова Н. Н.), Салеева Вика ,Семенова Соня, Страховецкая Полина и третьеклассница  Куликова Лиза (все ученицы преп. Борисевич Е. С., конц. Нурмедова И. Е).

              В каждом романсе таятся  свои вокальные трудности, преодолевая их, юные певцы приобретают важные исполнительские навыки.Лена  Брянцева (преп. Борисевич Е. С., конц.Нурмедова И. Е) неплохо  спела романс Н.А.Римского-Корсакова  на стихи А.К.Толстого «Не ветер, вея с высоты». Она показала наличие  довольного большого диапазона и умение брать высокие кульминационные звуки. Алиса Цуганова (преп. Стоянова Л. М., конц.Градова Н. Н.) продемонстрировала понимание логики драматического развития и  отличное  владение динамическими оттенками в романсе А.С.Даргомыжского на  стихи А.В.Кольцова «Не скажу никому». Алиса Куницына (преп. Захарова Н. В., конц. Е. О. Скрипник) порадовала слушателей  задушевным пением  «Жаворонка»  М.И.Глинки на стихи Н.В.Кукольника, а Влад Филатов (преп. Борисевич Е. С., конц. Нурмедова И. Е.) выразительно  исполнил  непростой романс — монолог  А.С Даргомыжского на стихи А.С.Пушкина «Я вас любил». С воодушевлением  спела  романс М.И. Глинки на стихи А.С.Пушкина «Признание» Настя Шахматова (преп. Захарова Н. В., конц. Е. О. Скрипник),  она  чувствовала себя на сцене уверенно и смело.
          Юные любители музыки, пришедшие на концерт, с интересом слушали  «Детскую песенку»П. Чайковского, сл. К.С. Аксакова, которую спела Рита Микрюкова (преп. Стоянова Л. М.,конц. Градова Н. Н.). В песне семь куплетов, текст нужно петь довольно быстро. Исполнение этой песни требует определенной  вокальной выносливости,умения правильно пользоваться дыханием  и хорошей дикции. Рита с этими трудностями справилась.

    Особенно ярким было выступление Насти Краденовой (преп. Борисевич Е. С., конц.Нурмедова И. Е.). Настя исполнила два контрастных  произведения. В 1-ой песне Лауры из оперы  «Каменный гость»(Даргомыжский — Пушкин) она проявила    артистичность, темперамент, понимание характера героини, внимание к деталям  текста и разнообразие вокальной интонации. Слушатели после концерта отметили, что у них создалось ощущение, что перед ними  фрагмент спектакля. Второе произведение – романс  Г.В.Свиридова на  стихи  А. Блока «Утро в Москве»  — требовало  совсем другого настроения, совсем другой интонации, и Настя вошла в новый образ  и замечательно спела  этот  разворачивающийся  неторопливо и  торжественно романс – оду, романс, воспевающий и юность, и возлюбленную, и дорогой сердцу город, символ Отечества –Москву.

         Малый концертный зал школы своими размерами и акустикой как нельзя лучше соответствует  исполнительским возможностям юных певцов: голоса всех детей звучали хорошо, разнообразно по динамике; порадовала и отличная дикция, все тексты были понятны.После концерты слушатели делились впечатлениями, поздравляли юных артистов, преподавателей и концертмейстеров. Некоторые родители, взволнованные выступлениями своих детей, высказывали сожаление, что подобные концерты, на которых  дети поют перед публикой, бывают так редко – один раз в год. Публичные выступления  дают тот опыт самообладания и исполнительской свободы, который нигде, кроме сцены не приобретешь.

         Заканчивая  рассказ об интересном творческом событии, которое подготовили ученики, преподаватели и концертмейстеры вокального отделения, хочется поблагодарить их  за приятные  музыкальные  впечатления и пожелать  всем здоровья, новых ярких достижений, новых  концертных встреч.

                                                                                                                            Т.Нестерова