Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Главная  ⁄   Сведения об образовательной организации  ⁄   Образование  ⁄   Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись"  ⁄   Описание дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»

Описание дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»

Дополнительная  предпрофессиональная общеобразовательная программа  в области изобразительного искусства «Живопись» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями  к минимуму содержания, структуре и условиям реализации образовательной программы.

Направленность: художественно-эстетическая
Цель программы — целостное художественно – эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. 
—  формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся.

—  Задачи программы:
— выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;  
— создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
— формирование у детей знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
— приобретение детьми опыта творческой деятельности;
— овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
— подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,  реализующие профессиональные образовательные программы в области искусства. 
— формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
— воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
—  формирование и развитие у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
— формирование и развитие у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
— воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
— выработка  у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;
—  выработка умения планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельный  контроль  за своей учебной деятельностью; 
—  выработка умения  давать объективную оценку своему труду;
—  формирование  навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе; 
—  формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;  пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 

Программа разработана с учетом

-обеспечения преемственности  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства; 
—  сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Срок освоения программы » Живопись»:
— для детей, поступивших в  первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

— для детей, поступивших в  первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет  5 лет.

Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение общеобразовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные  учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП «Живопись» со второго по седьмой классы ( со сроком обучения 8 лет) или со второго по четвертый классы ( со сроком обучения 5 лет)  включительно, имеют право на освоение программы по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый; пятый и шестой) поступление учащихся не предусмотрено.

 

Продолжительность учебного года при реализации программы со сроком обучения 8 лет составляет:
с первого по третий классы  — 39 недель;

с четвертого  по восьмой  классы — 40 недель. 
Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 32 недели, со второго по восьмой класс — 33недели. 
При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом и девятом классе составляет 40 недель,  продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33недели.

Продолжительность учебного года при реализации программы со сроком обучения 5 лет составляет:
в первом классе — 39 недель;

со  второго  по пятый  классы — 40 недель. 
Продолжительность учебных занятий с 1 – 5 классы  составляет  33недели. 
При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом  и шестом классе составляет 40 недель,  продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы составляет 33недели.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по образовательной программе со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. 
Летние каникулы устанавливаются: 
—  при реализации образовательной программы  со сроком обучения 8 лет с первого по третий классы — 13 недель, с четвертого по седьмой классы — 12 недель. 
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения  9 лет в восьмом классе устанавливаются каникулы — 12 недель. 
— при реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет  в первом классе — 13 недель, со второго по четвертый классы — 12 недель. 
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 6 лет в пятом классе устанавливаются каникулы — 12 недель. 
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе в течение одной недели в июне месяце. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.

Максимальная  учебная нагрузка обучающихся по программе не  превышает 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает  14 часов в неделю.

Изучение учебных предметов и проведение консультаций осуществляются в форме групповых занятий ( численностью от 11 человек), а также  мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для учащихся, которые проводятся с целью их подготовки к экзаменам, зачетам, творческим конкурсам.

 

Структура учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы  «Живопись».

 

Учебный план  предусматривает  предметные области: «художественное творчество»,  «история искусств», «пленэрные занятия»  и разделы: «консультации», «промежуточная аттестация»; «итоговая аттестация».

Предметная область ( ПО) – комплекс  учебных предметов, содержанием которых является один вид деятельности. Предметные области  имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

Обязательная часть включает три предметные области «художественное творчество» и «история искусств», «пленэрные занятия»    Каждая предметная область состоит из учебных предметов.

ПО.01 Художественное творчество – основы изобразительной грамоты и рисование, прикладное творчество, лепка, живопись, рисунок, композиция станоковая.

ПО.02. История искусств – беседы об искусстве, история изобразительного искусства

ПО.03. Пленэрные занятия – пленэр
Вариативная часть учебного плана дает возможность расширения  подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков за счет учебных предметов «Скульптура» и «Композиция прикладная».

При изучении учебных предметов обязательной и вариативной части предусматривается объем времени на  внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся по каждому  учебному предмету.  Объем самостоятельной работы  определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания и планируется следующим образом: «Прикладное творчество» –  1 час в неделю; «Лепка» –  1 час в неделю; «Основы изобразительной грамоты и рисование»  –  2 часа в неделю; «Рисунок»— 4-6 классы –  2 часа; 7-8 классы  —  3 часа в неделю; «Живопись» — 4-6 классы – 2 часа; 7-8 классы  —  3 часа в неделю; «Композиция станковая» — 4-6 классы –  3 часа; 7-8 классы  —  4 часа в неделю; «Беседы об искусстве» –  0,5 часа в неделю; «История изобразительного искусства» –  1 час в неделю. «Скульптура» —  1 часу в неделю; «Композиция прикладная»  —  1 час в неделю.
Самостоятельная работа может быть использована на выполнение домашнего задания, посещение учащимися учреждений культуры (выставочных залов, музеев, и.т.д.), участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности школы.

 

Методическое и материально-техническое обеспечение реализации программы «Живопись»:

Реализация программы «Живопись» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование  составляет  не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, работающих по данной образовательной программе.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, их которых 32 -33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно – просветительскую работу, а также на освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.  Педагогические работники осуществляют творческую и методическую работу. Не реже, чем один раз в пять лет, педагогические работники проходят повышение квалификации.

Материально – техническая  база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Живопись»  предусмотрены  учебные аудитории, специализированные  кабинеты: 
— выставочный зал;
— библиотека;
— помещение для работы со специализированными материалами ( аудитория для реализации учебных предметов «Лепка», «Скульптура» оснащена специальными станками, столами, стульями, стеллажами для хранения работ, наглядными пособиями, емкостью для замешивания глины, печью для обжига) ;
— учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий, оснащены учебной мебелью, оформлены наглядными пособиями, имеют разнообразный реквизит для постановок по рисунку и живописи; имеют компьютер и выход в Интернет.
— учебная аудитория  для изучения учебных предметов «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», оснащена видеооборудованием ( компьютер, проектор, телевизор,
DVD плейер); учебной мебелью (доска, столы, стулья, шкафы).

Каждый обучающийся имеет доступ в библиотечный фонд. Библиотечный фонд укомплектован  художественными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно – методической литературы. Библиотечный фонд включает помимо учебной литературы официальные,  справочно –библиографические и периодические издания.          Для реализации программы «Живопись»  предусмотрен натюрмортный  и методический фонд.

Планируемые результаты  освоения обучающимися образовательной программы «Живопись»:

Освоение программы  обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею художественно — исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

 

Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

В предметной области художественного творчества:
знание терминологии изобразительного искусства;
— умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы ( объекты) окружающего мира;
— умение создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
— умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
— навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

навыков подготовки работ к экспозиции;

в области пленэрных занятий:

знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;

в области истории искусств:

знания основных этапов развития изобразительного искусства;

умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;

первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

 

Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных выше, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области художественного творчества :

знания классического художественного наследия, художественных школ;

умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;

навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

 

в области пленэрных занятий:

знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;

умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;

в области истории искусств:

знания основных произведений изобразительного искусства;

умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем;

навыков восприятия современного искусства.