С 27.02 по 01.03 в Концертном зале нашей школы проходил VII городской конкурс юных исполнителей — пианистов «Концертино Санкт-Петербург».
Учредители конкурса: Санкт — Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств имени Е.А. Мравинского» и Благотворительный фонд поддержки и развития молодых дарований «Культурный проект».
Интересна история этого конкурса. Первоначально он был внутришкольным.
Его удачные музыкальные требования, — с одной стороны ориентированные на пианистический репертуар, изучаемый по школьной программе (этюды, полифония), с другой, включающий в себя исполнение пьес композиторов романтиков и современных авторов, — стали известны за пределами школы и вызвали интерес в музыкальном педагогическом сообществе Санкт-Петербурга. В результате, было принято решение о выходе конкурса на городской уровень.
В состав жюри конкурса с начала его проведения вошли замечательные музыканты: заслуженная артистка России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Татьяна Михайловна Загоровская ( председатель); заведующая фортепьянным отделом музыкального училища им. Н.А.Римского –Корсакова Ольга Владимировна Андреева; заслуженный работник культуры России, секретарь правления Союза композиторов Санкт-Петербурга, председатель секции музыки для детей и юношества Владимир Алексеевич Сапожников.
В буклете VII конкурса «Концертино – Санкт-Петербург» ведущие музыканты города, члены жюри оценили его значение и высказали пожелания юным музыкантам. Конкурс » стал заметным явлением в культурной жизни нашего города… Надеюсь, что у всех участников останутся самые светлые впечатления о выступлении … в этом замечательном зале, для некоторых победа на этой сцене станет началом их профессионального пути» ( О.В. Андреева). Т.М. Загоровская отметила замечательные традиции конкурса, сложившиеся за годы его проведения: «внимание и забота организаторов, отзывчивость и заинтересованность публики, а главное – неизменно высокий уровень подготовки участников. Я надеюсь, что и предстоящий конкурс будет щедрым на таланты… Удачи и вдохновения! «. С лаконичным, но глубоким по смыслу пожеланием обратился к юным музыкантам композитор В.А.Сапожников : » Дорогие друзья! Не важно, на каких клавишах вы играете: на белых или черных! Главное, чтобы вы попадали на те клавиши, которые бы затрагивали струны души ваших слушателей… Успехов!» Действительно, это самое ценное для всех, кто занимается любым видом творчества, – вызвать чувства сопереживания, эмоциональный отклик у публики!
Конкурс проходит раз в два года. Возраст учащихся от 7 до 15 лет. Они выступают в трех возрастных группах: «А» — до 9 лет; «Б» — 10 — 12 лет; «В» — 13-15 лет. Конкурс состоит из 2-х туров. В каждом туре юные музыканты исполняют 2 произведения. В 1- ом туре это один из предусмотренных условиями конкурса этюдов (К.Черни-Г.Гермер, II тетрадь, К. Черни ор. 299, А. Лешгорн ор. 66,
Г. Беренс ор. 61, М. Мошковский ) и пьеса современного петербургского композитора; во 2-ом туре — полифония и пьеса композитора – романтика.
На мой взгляд, программа, которую нужно подготовить для 2-х туров очень серьезная, сложная и полезная. Она способствует развитию пианистической техники юных музыкантов, а также воспитывает в них понимание музыки разных стилей и умение ее исполнять.
Для любого музыканта выход на сцену – серьезная проверка качества проделанной работы: все ли выученное прозвучит при публичном исполнении так, как было задумано. Музыканты знают, что без богатого сценического опыта стать профессионалом невозможно. Для юных музыкантов выступать перед строгим высокопрофессиональным жюри было и ответственно, и почетно.
Я послушала I тур. Особенно трудным в нем было исполнить без потерь выбранный этюд. Большинство конкурсантов играли этюды Черни и Лешгорна. Почти у всех у выступавших в этюдах были те или иные небольшие помарки. Однако, некоторым удалось довольно успешно справиться с этой трудной частью конкурса. А несколько человек из групп Б и В рискнули вынести на суд жюри виртуозные этюды М.Мошковского и их эффектным исполнением произвести на публику яркое впечатление.
Для меня особенно интересной частью I тура конкурса стало исполнение пьес петербургских композиторов. Во — первых, это малоизвестный репертуар, во – вторых, участники конкурса могли именно в выборе пьес и их исполнении проявить свою музыкальную индивидуальность: расположенность к хрупкой лирике, эпической величавости или склонности к юмору и шутке. Если в исполнении этюдов не всем сопутствовала удача, то с исполнением пьес юные музыканты прекрасно справились: все они играли ярко, эмоционально, с воодушевлением, чувствовалось, что характер исполняемой музыки им понятен и близок. Некоторые участники исполнили такие сложные пьесы С.Прокофьева, как «Наваждение» ( Иван Сидоров, группа «Б») и «Джульетта – девочка» ( Вера Огай, группа «В»). Целый ряд сочинений петербургских композиторов, прозвучавших на конкурсе, я отметила для себя, как большие удачи их авторов, заслуживающие популяризации. Назову эти пьесы: Ж. Металлиди » Капитан Немо», «Элегия» , «Зачарованный лес» ; С.Слонимский » Мультфильм с приключениями» и «Колокола», А.Смелков Новелетта » Роберт и Клара» и «Бабушка и кошки»; Ю. Мыльников «Мазурка»; Вольфензон «В Древней Руси»; В.Коровицын «Первая проталинка»; Д. Жученко «Поле васильковое».
Мне кажется, неплохо было бы выпустить диск с записью сочинений петербургских композиторов, исполненных участниками конкурса. Он, порадовал бы авторов пьес и юных музыкантов, а также преподавателей учебных предметов слушания музыки и музыкальной литературы, которым так не хватает на уроках современного музыкального материала. Даже в интернете, при изобилии самой разной информации, сложно найти ценные в художественном отношении пьесы для детей в качественном исполнении.
В конкурсе приняли участие юные музыканты из многих школ Санкт –Петербурга: из ДМШ №№ 11, 33 и им. Ляховицкой, из ДШИ № 4 и ДШИ им. Свиридова, Рахманинова, Глинки. Бородина, Чайковского (Колпино), из ДДТ Приморского района. Особенно много юных музыкантов для участия в конкурсе подготовили преподаватели ДШИ им. Мравинского.
Приятно отметить, высокий уровень подготовки участников конкурса. За выступлением каждого юного музыканта стоит профессиональное мастерство его наставника — преподавателя, который умеет выбрать репертуар, раскрывающий индивидуальные способности ученика, увлечь его поставленными задачами и добиться успеха.
Я хочу назвать имена некоторых участников, которые особенно понравились мне удачным исполнением всей программы. Это Маргарита Рядчина, София Зелюкина, София Пенькова, Иван Сидоров, Эрика – Мария Турко, Вера Огай. Это мое личное субъективное мнение, оно может не совпадать с решением профессионального жюри. Во второй тур прошли, конечно, не все участники первого этапа. Но несмотря на это, хочется поздравить всех, кто выступил перед авторитетным жюри и публикой в первый день конкурса. Ваши выступления прошли на хорошем уровне, они дали вам новый концертный опыт, они стали ценным вкладом в копилку ваших личных музыкальных достижений! Также хочется высказать слова благодарности преподавателям за сохранение лучших академических традиций в воспитании юных музыкантов, а родителям сказать: «Спасибо! » за интерес и активное участие в музыкальной жизни своих детей.
Т. Нестерова
Предлагаю небольшой фотообзор.
Жюри конкурса. Через несколько минут начнутся выступления конкурсантов.
Участники конкурса на сцене.
После окончания первого тура.
Юные пианистки из ДМШ № 11 Мария Козак и Надежда Рыкова (группа «Б»).
Валерия Борц , участница конкурса из ДШИ им. Е.А Мравинского (группа «Б»).
Вера Огай ( группа «В») приехала на конкурс
из ДШИ им. П.И. Чайковского в г.Колпино.