Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Мы готовы ответить на любой ваш вопрос.

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Главная  ⁄   Сведения об образовательной организации  ⁄   Образование  ⁄   Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись"  ⁄   Описание дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»

    Описание дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»

    Дополнительная  предпрофессиональная общеобразовательная программа  в области изобразительного искусства «Живопись» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями  к минимуму содержания, структуре и условиям реализации образовательной программы.

    Направленность: художественно-эстетическая
    Цель программы — целостное художественно – эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. 
    —  формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся.

    —  Задачи программы:
    — выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;  
    — создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
    — формирование у детей знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
    — приобретение детьми опыта творческой деятельности;
    — овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
    — подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,  реализующие профессиональные образовательные программы в области искусства. 
    — формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
    — воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
    —  формирование и развитие у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
    — формирование и развитие у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
    — воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
    — выработка  у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;
    —  выработка умения планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельный  контроль  за своей учебной деятельностью; 
    —  выработка умения  давать объективную оценку своему труду;
    —  формирование  навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе; 
    —  формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;  пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата.

     

    Программа разработана с учетом

    -обеспечения преемственности  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства; 
    —  сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

    Срок освоения программы » Живопись»:
    — для детей, поступивших в  первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

    — для детей, поступивших в  первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет  5 лет.

    Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение общеобразовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные  учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

    Учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП «Живопись» со второго по седьмой классы ( со сроком обучения 8 лет) или со второго по четвертый классы ( со сроком обучения 5 лет)  включительно, имеют право на освоение программы по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый; пятый и шестой) поступление учащихся не предусмотрено.

     

    Продолжительность учебного года при реализации программы со сроком обучения 8 лет составляет:
    с первого по третий классы  — 39 недель;

    с четвертого  по восьмой  классы — 40 недель. 
    Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 32 недели, со второго по восьмой класс — 33недели. 
    При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом и девятом классе составляет 40 недель,  продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33недели.

    Продолжительность учебного года при реализации программы со сроком обучения 5 лет составляет:
    в первом классе — 39 недель;

    со  второго  по пятый  классы — 40 недель. 
    Продолжительность учебных занятий с 1 – 5 классы  составляет  33недели. 
    При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом  и шестом классе составляет 40 недель,  продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы составляет 33недели.

    В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по образовательной программе со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. 
    Летние каникулы устанавливаются: 
    —  при реализации образовательной программы  со сроком обучения 8 лет с первого по третий классы — 13 недель, с четвертого по седьмой классы — 12 недель. 
    При реализации программы «Живопись» со сроком обучения  9 лет в восьмом классе устанавливаются каникулы — 12 недель. 
    — при реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет  в первом классе — 13 недель, со второго по четвертый классы — 12 недель. 
    При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 6 лет в пятом классе устанавливаются каникулы — 12 недель. 
    Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

    Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе в течение одной недели в июне месяце. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.

    Максимальная  учебная нагрузка обучающихся по программе не  превышает 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает  14 часов в неделю.

    Изучение учебных предметов и проведение консультаций осуществляются в форме групповых занятий ( численностью от 11 человек), а также  мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

    Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для учащихся, которые проводятся с целью их подготовки к экзаменам, зачетам, творческим конкурсам.

     

    Структура учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы  «Живопись».

     

    Учебный план  предусматривает  предметные области: «художественное творчество»,  «история искусств», «пленэрные занятия»  и разделы: «консультации», «промежуточная аттестация»; «итоговая аттестация».

    Предметная область ( ПО) – комплекс  учебных предметов, содержанием которых является один вид деятельности. Предметные области  имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

    Обязательная часть включает три предметные области «художественное творчество» и «история искусств», «пленэрные занятия»    Каждая предметная область состоит из учебных предметов.

    ПО.01 Художественное творчество – основы изобразительной грамоты и рисование, прикладное творчество, лепка, живопись, рисунок, композиция станоковая.

    ПО.02. История искусств – беседы об искусстве, история изобразительного искусства

    ПО.03. Пленэрные занятия – пленэр
    Вариативная часть учебного плана дает возможность расширения  подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков за счет учебных предметов «Скульптура» и «Композиция прикладная».

    При изучении учебных предметов обязательной и вариативной части предусматривается объем времени на  внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся по каждому  учебному предмету.  Объем самостоятельной работы  определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания и планируется следующим образом: «Прикладное творчество» –  1 час в неделю; «Лепка» –  1 час в неделю; «Основы изобразительной грамоты и рисование»  –  2 часа в неделю; «Рисунок»— 4-6 классы –  2 часа; 7-8 классы  —  3 часа в неделю; «Живопись» — 4-6 классы – 2 часа; 7-8 классы  —  3 часа в неделю; «Композиция станковая» — 4-6 классы –  3 часа; 7-8 классы  —  4 часа в неделю; «Беседы об искусстве» –  0,5 часа в неделю; «История изобразительного искусства» –  1 час в неделю. «Скульптура» —  1 часу в неделю; «Композиция прикладная»  —  1 час в неделю.
    Самостоятельная работа может быть использована на выполнение домашнего задания, посещение учащимися учреждений культуры (выставочных залов, музеев, и.т.д.), участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности школы.

     

    Методическое и материально-техническое обеспечение реализации программы «Живопись»:

    Реализация программы «Живопись» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование  составляет  не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, работающих по данной образовательной программе.

    Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, их которых 32 -33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно – просветительскую работу, а также на освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.  Педагогические работники осуществляют творческую и методическую работу. Не реже, чем один раз в пять лет, педагогические работники проходят повышение квалификации.

    Материально – техническая  база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

    Для реализации программы «Живопись»  предусмотрены  учебные аудитории, специализированные  кабинеты: 
    — выставочный зал;
    — библиотека;
    — помещение для работы со специализированными материалами ( аудитория для реализации учебных предметов «Лепка», «Скульптура» оснащена специальными станками, столами, стульями, стеллажами для хранения работ, наглядными пособиями, емкостью для замешивания глины, печью для обжига) ;
    — учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий, оснащены учебной мебелью, оформлены наглядными пособиями, имеют разнообразный реквизит для постановок по рисунку и живописи; имеют компьютер и выход в Интернет.
    — учебная аудитория  для изучения учебных предметов «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», оснащена видеооборудованием ( компьютер, проектор, телевизор,
    DVD плейер); учебной мебелью (доска, столы, стулья, шкафы).

    Каждый обучающийся имеет доступ в библиотечный фонд. Библиотечный фонд укомплектован  художественными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно – методической литературы. Библиотечный фонд включает помимо учебной литературы официальные,  справочно –библиографические и периодические издания.          Для реализации программы «Живопись»  предусмотрен натюрмортный  и методический фонд.

    Планируемые результаты  освоения обучающимися образовательной программы «Живопись»:

    Освоение программы  обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею художественно — исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

     

    Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

    В предметной области художественного творчества:
    знание терминологии изобразительного искусства;
    — умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы ( объекты) окружающего мира;
    — умение создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
    — умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
    — навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

    навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

    навыков подготовки работ к экспозиции;

    в области пленэрных занятий:

    знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

    знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

    умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

    умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;

    в области истории искусств:

    знания основных этапов развития изобразительного искусства;

    умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;

    первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

     

    Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных выше, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

    в области художественного творчества :

    знания классического художественного наследия, художественных школ;

    умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

    умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;

    навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

     

    в области пленэрных занятий:

    знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;

    умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

    умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

    навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;

    в области истории искусств:

    знания основных произведений изобразительного искусства;

    умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем;

    навыков восприятия современного искусства.