Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации образовательной программы.
Цель программы — целостное художественно – эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
— формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся,
Задачи программы:
-выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно – нравственного развития детей;
-приобретение детьми знаний, умений, навыков в области хорового пения;
-приобретение детьми знаний, умений, навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
— приобретение детьми опыта творческой деятельности;
-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
-приобщение детей к коллективному музицированию;
-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
-формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
-выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Программа разработана с учетом
-обеспечения преемственности программы » Хоровое пение » и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
-сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Срок освоения программы » Хоровое пение » для детей, поступивших в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших освоение общеобразовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП «Хоровое пение» со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление учащихся не предусмотрено.
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе -40 недель. Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 32 недели, со второго по восьмой класс -33недели. При реализации программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе -40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33недели. В первом классе предусмотрены каникулы в объеме 18 недель, со второго класса в течение учебного года предусмотрены каникулы в объеме 17 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования.
Изучение учебных предметов и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных, мелкогрупповых и групповых занятий ( численностью от 11 человек).
Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается консультациями для учащихся, которые проводятся с целью их подготовки к экзаменам, зачетам, творческим конкурсам.
Структура учебного плана дополнительной предпрофессиональной образовательной программы «Хоровое пение».
Учебный план предусматривает предметные области: «музыкальное исполнительство», «теория и история музыки» и разделы: «консультации», «промежуточная аттестация»; «итоговая аттестация».
Предметная область ( ПО) – комплекс учебных предметов, содержанием которых является один вид деятельности. Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
Обязательная часть включает две предметные области «музыкальное исполнительство» и «теория и история музыки». Каждая предметная область состоит из учебных предметов
ПО.01 Музыкальное исполнительство – хор, фортепиано, основы дирижирования
ПО.02. Теория и история музыки: — сольфеджио, слушание музыки, музыкальная
литература, элементарная теория музыки
Вариативная часть учебного плана позволяет углубить изучение учебного предмета «Фортепиано», увеличив количество часов на его освоение, расширить изучение теоретических дисциплин за счет УП «Элементарная теория музыки» в 8 классе, развить музыкальные способности учащихся 6 — 8 ( 9 ) классов, предложив в рамках вариативной части занятия по УП «Постановка голоса».
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной части предусматривается объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся по каждому учебному предмету. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания и планируется следующим образом :
«Хор» – 1-5 классы – по 1 часу в неделю; 6-8(9) классы – по 2 часа в неделю; «Фортепиано» — 1 класс — 2 часа в неделю; 2 — 4 классы – по 3 часов в неделю; 5-8 (9) – по 4 часа в неделю; «Основы дирижирования» – 1 час в неделю; «Сольфеджио» – 1-2 класс- 1 час в неделю; 3-8 (9) – 2 часа в неделю; «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю, «Постановка голоса» — 0,5 часа в неделю, «Элементарная теория музыки» -1 час в неделю.
Самостоятельная работа может быть использована на выполнение домашнего задания, посещение учащимися учреждений культуры (филармонии, концертных залов, музеев, и.т.д.), участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности школы).
Методическое и материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы «Хоровое пение»
Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее образование, составляет не менее 30% от общего числа преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по программе «Хоровое пение».
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, их которых 32 -33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно – просветительскую работу, а также на освоение дополнительных профессиональных образовательных программ. Педагогические работники осуществляют творческую и методическую работу. Не реже, чем один раз в пять лет, педагогические работники проходят повышение квалификации.
Материально – техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Аудитории для индивидуальных занятий по предмету «Фортепиано», «Основы дирижирования», «Постановка голоса» имеют площадь более 6 кв.м. и оснащены роялями, необходимой мебелью (стол, стулья, подставка для ног) и стенными шкафами для хранения нот.
Аудитории для изучения предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио» «Музыкальная литература», «Элементарная теория музыки» оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
Аудитория для занятий по предмету «Хор» имеет специализированное оборудование — станки для хора, рояль.
Каждый обучающийся имеет доступ в библиотечный фонд, фонд фонотеки. Библиотечный фонд укомплектован нотными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно – методической литературы. Библиотечный фонд включает помимо учебной литературы официальные, справочно – библиографические и периодические издания.
Для реализации программы «Хоровое пение» в школе имеются Малый концертный зал с двумя роялями на 50 мест и Большой концертный зал с двумя концертными роялями, хоровыми станками и звукотехническим оборудованием на 430 мест.
В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Школа обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
Освоение программы « Хоровое пение » обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы « Хоровое пение » является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
а) хорового:
— знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
— знания музыкальной терминологии;
— умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
— умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
— умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
— навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
— первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
— навыков публичных выступлений;
б) инструментального:
— знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
— знания музыкальной терминологии;
— умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
— умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
— умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;
— умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
— умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;
— навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
— навыков подбора по слуху музыкальных произведений;
— первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
— навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
— знания музыкальной грамоты;
— знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
— первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
— умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
— умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
— навыков восприятия элементов музыкального языка;
— сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
— навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
— навыков анализа музыкального произведения;
— навыков записи музыкального текста по слуху;
— первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом освоения программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных выше, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
а) хорового:
— знания основного вокально-хорового репертуара;
— знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально- хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
— знания основ дирижерской техники;
б) инструментального:
— знания основного фортепианного репертуара;
— знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
— умения читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;
— умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
— первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
— первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
— умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
— наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);
— навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
— навыков восприятия современной музыки.